Суббота
15.05.2021
19:04
Категории раздела
Объявления [0]
Новости [1540]
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ [17]
Наш опрос
Как часто Вы посещаете Net-школу?
Всего ответов: 447
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Официальные источники
  • Официальный сайт Алтайского края
  • Министерство образования и науки Алтайского края
  • Официальный сайт по молодежной политике Алтайского края "Алтай молодой"
  • АИРО им. А.М.Топорова
  • Страница краевых профессиональных объединений педагогов
  • Сайт информационной поддержки ЕГЭ в Алтайском крае
  • Сайт Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Я родитель
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Скайп-консультация



    Министерство науки и высшего образования Российской федерации


    Министерство просвещения Российской федерации

    Безопасность
    Сетевой город Образование
    Оплата труда
    Температура
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    "Средняя общеобразовательная школа №19"
    658839 город Яровое Алтайского края, кв. В, дом 19.
    тел: 8-(38568)-2-15-01
    e-mail: s19.90@mail.ru
    Главная » 2019 » Июнь » 28 » К безопасности через медиатворчество
    11:54
    К безопасности через медиатворчество

       В условиях изменения жизненных скоростей, тотальной информатизации, кажется, что наши дети ушли далеко вперёд, в будущее, а мы гонимся за ними и пытаемся притормозить их развитие. Это лишь кажется. Конечно, современные подростки отличаются виртуозным умением укрощать даже самые сложные гаджеты, они в интернете как рыба в воде. И рыба эта не чувствует опасности. Но ведь есть и хищные рыбы, акулы информации (читай – манипуляции). И задача взрослых – быть рядом с детьми. Речь идёт не о всеобъемлющем контроле, а о медиаобразовании как стратегическом ресурсе воспитания. Именно такое направление инновационной деятельности выбрала школа № 19 г. Яровое Алтайского края. Тема проекта «Медиаобразование как стратегический ресурс раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и их успешной социализации».

       Умение работать с информацией, выделять главное, отличать правду от «псевдоправды», «недоправды» обязательны в век информации. Это возможность не потеряться в огромном пространстве социальных сетей, не попасться на удочку кибермошенников, не стать жертвой кибербуллинга. И прерогатива в деле медиаобразования у современного педагога, классного руководителя, а в помощниках у него (как ни странно) опять же медиаресурсы. Цель, которую преследуют учителя МБОУ МОШ № 19, – это создать такие условия, чтобы дети думали о смысле всегда. Всё остальное – средства достижения этой цели. Но не только на уроках. Дети в информационной среде. Постоянно. Это объективная реальность, нравится это кому-то или нет.

       Цель медиаобразования – формирование у молодёжи критического отношения к медиа, превращение её в креативного пользователя СМИ. Важно научить детей видеть в информации явные и скрытые смыслы, создавать собственный информационный продукт, и, как говорит теоретик и практик медиаобразования Ирина Владимировна Жилавская, «формировать свою повестку дня». А ещё есть удивительное понятие – «информационный иммунитет», но, чтобы он выработался, нужна прививка информацией.

      В 2017 году в Москве при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации прошёл международный форум, посвящённый «острейшим проблемам образования и воспитания молодёжи в условиях глобальной информатизации социальных процессов». Участники форума единодушны в том, что «в структуре российского образования и воспитания молодёжи необходимо формирование системы медийного образования. Наряду с общепринятыми дисциплинами по подготовке выпускников педагогических вузов для работы в школах и других образовательных организациях важно включать в обязательный блок учебного плана и дисциплины медиаобразовательного профиля. Отсутствие информационно-медийных компетенций у педагогов ведёт к информационным рискам всего населения».

       В этом, наверное, и заключается миссия учителя – защищать самое дорогое, что у нас есть,  наших детей, наше будущее, а защита эта в подготовке к тому, что ждёт впереди. Задача учителя  быть рядом с ними и помочь разобраться в этом цунами информации, научить управлять собой в информационной стихии, а может быть, и подчинять её себе.

       Быть активным в этом медиапространстве – значит, быть подготовленным к информационному натиску. Не секрет, мы глотаем целиком всё, что нам предлагают СМИ, принимаем созданный профессиональными руками медийщиков образ мира, не подвергая сомнению полученную информацию.

       Но как? Показать, по каким законам строится информационное пространство, кем, зачем и для кого. Кто, если не учитель, раскроет детям тайны медийной грамотности? На уроках? В первую очередь. Изучению публицистического стиля уделяется большое внимание на уроках русского языка. И неправильно знакомиться с публицистикой лишь по учебнику, в котором встречаются застывшие, часто неактуальные тексты. Изучается не только структура материалов, лексическая наполненность. Журналистское произведение рассматривается как источник информации: насколько он авторитетен, сколько точек зрения на одну и ту же проблему в нём представлено. Если меньше трёх и автор навязчиво склоняет на свою сторону, школьники поставят под сомнения его слова, «включат» критическое мышление и прочтут между строк то, о чём он решил умолчать. А умолчать и солгать  часто одно и то же. Так дети учатся разбираться в том, что предлагает медиаконвейер и, сами того не подозревая, перестают быть жертвами манипуляторов. «Синтаксис: Вводные слова». Хорошая возможность показать механизмы работы средств массовой коммуникации. Степень уверенности говорящего в том, что он сообщает, источники, на которые опирается, – всё выявляют восьмиклассники, изучая предложенные медиатексты. Сами наблюдают за эфиром, интернет-изданиями и подбирают материл для обсуждения на уроке. Любима школьниками работа с пресуппозицией. Раз этот способ речевого воздействия может влиять на поведение людей, значит, надо им владеть.

       Медиаобразование можно встроить в разные школьные предметы, если не в каждый. Часто после прочтения произведения, анализа, школьники смотрят экранизацию, выявляют режиссёрскую позицию, сравнивают с авторской и со своими ожиданиями. А ещё они создают сценарии. Это особый вид литературы. Эпическое произведение превращается в драматургическое. Серьёзная работа воображения. Тема, идея, конфликт. Перевод слов автора в ремарки, мизансцены, а порой и в реплики. И, конечно, творческий выход этой работы ещё и в том, что у нас (в МБОУ СОШ № 19) нет сценариев в стол, потому что есть школьный театр, в котором большую роль играет медиаобразование и медиатворчество.

       Наши спектакли длятся от тридцати минут до часа. А за основу берутся полноценные драматургические произведения или повести. Чтобы поставить спектакль на школьной сцене, произведение надо сокращать в два, а то и в три раза. При этом важно сохранить самое главное. И здесь идёт борьба за каждое слово. При этом нужно не только сохранить количество действующих лиц, а ещё и по возможности дописать роли, так как желающих участвовать всегда много. Вот такая серьёзная, осмысленная работа с текстом.

       А ещё школьники понимают, что если произведение сокращено, чуть изменено, то это уже новое произведение по мотивам всем известного. А потому вместо «Маленького принца» у нас «В поисках друзей», вместо «Снежной королевы» – «Горячее сердце», вместо «Спящей красавицы» – «Аврора».

       А результат – аншлаги на наших представлениях. Это и школьники, и их родители, и просто жители и гости города.

       Не каждый выйдет на сцену, но принять участие в этом интересном деле может любой желающий. Изготовление мультимедийных декораций, запись и монтаж звука, отбор музыкального материала – всё это составляющие успешного представления. Театр раскрывает творческий потенциал как школьников, так и их родителей, учителей и будущих первоклассников. Такая форма взаимодействия сегодня решает множество задач. Театр даёт возможность преодолеть коммуникативный разрыв, решить личностные и межличностные проблемы. Во главе всего – объединяющая идея искусства. Сопричастность, самореализация – ключевые понятия.

       Во внеурочное время школьники создают свои журналистские произведения. Они исследуют волнующие их проблемы, придирчиво отбирают факты, устраивают всевозможные опросы. Они точно знают: если кому-то не верят они, то кто-то может не поверить им, а ещё – чем быстрее выдаётся информация (в печать, в эфир, в сеть), тем менее она аргументирована и объективна.

       В 2014 году была создана школьная газета. Но процесс её выпуска был долгим и затратным. Две участницы летом 2016 года получили возможность побывать на краевом журналистском пленэре, где попробовали себя в качестве теле- и радиожурналистов. Тогда же им пришла идея создать школьное радио. Инициативу поддержали.

       Каким должно быть радио, никто не знал. Но то, что оно должно быть особенным, понимали все. Назвали «ПУШКИН FМ» (познавательные, увлекательные школьные культурно-информативные новости). Это определило концепцию: ребята задумали, что по радио будут звучать новости и стихотворения, а готовить выпуски они будут вместе с учителями и родителями.

       Чтобы в понедельник перед первым уроком школа могла услышать новости и стихотворения, каждую субботу ребята, учителя и родители собираются вместе. Каждый выпуск – это маленький проект. Сбор информации, обработка, выстраивание выпуска, бурные обсуждения. Самый трудный процесс – создание медиатекстов. Как письменного, так и звукового. Процесс этот длительный, кропотливый и ответственный. На создание пятиминутной передачи уходит в среднем три часа.

       За три учебных года вышло 95 радиопередач. В них звучат голоса школьников, их старших и младших братьев и сестёр, друзей, родителей, учителей, ветеранов педагогического труда.

       Принцип работы радио прост: хочешь быть ведущим – будь!

       Сегодня самому маленькому радиоведущему всего девять лет, а возраст самого старшего неизвестен. Знаем только, что он пенсионный. Но большую часть нашей группы составляют ученики среднего и старшего звена. Ребята учатся и развиваются вместе. Они знают, по каким законам строится информационное пространство, кем, зачем и для кого. Они готовы делиться своими мыслями с окружающими, используя современные технические средства, знают, что можем быть услышанными. Ребята – создатели образа мира, маленького, школьного. Но они чувствуют свою ответственность перед теми, для кого этот образ создан.

       Ребята с удовольствием делятся опытом. Осенью 2018 года на окружном семинаре учителей физики они не только рассказывали о радио, но и показывали весь процесс создания передачи (на экране можно было следить за действиями монтажёра). Физики с удовольствием включились в работу. Они работали с определениями физических явлений, а потом подбирали стихотворения, отражающие эти процессы. Так, эфир радио «ПУШКИН FМ» обогатился стихотворениями о радуге, тучах и снежинке.  Все удивлялись, что в школе сохранился радиоузел и есть приёмники в классах. Но сегодня это не главное. Достаточно иметь компьютер, микрофон, программу для записи и монтажа звука. Все эфиры в интернете – качай и слушай.

        Школьники пробуют себя и в съёмках социальной рекламы. Сами пишут сценарии, раскладывают на кадры, озвучивают. Знают, что надо чередовать общий, крупный и средний планы, менять точки съёмки. Они не боятся камеры и микрофона. Теперь вместо амплуа пассивного зрителя, внемлющего всему, что говорят, ребята выступают в роли активного строителя медиапространства.

      Век информации стремительно трансформируется. Информация всегда востребована, а сегодня ещё и легкодоступна. Сначала изменилась скорость распространения информации, а теперь и качество (увы, не в лучшую сторону). И сегодня мы живём уже в эру дезинформации. А значит, работа по медиаобразованию только начинается.

    Ольга БОЙКО,

    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Яровое,

    участник творческой группы региональной инновационной площадки

    Категория: Новости | Просмотров: 144 | Добавил: school-19 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]